Как в старину на кораблях едали

Мы много писали про еду, описывали изысканные рецепты мореходов разных лет. Но если копнуть в историю, то окажется, что раньше с провиантом дела обстояли не так хорошо.

Португалия, Испания

Одним из самых славных испанских мореплавателей, несомненно, является Христофор Колумб. Сейчас трудно сказать, чем питались во время долгого плавания именно экипажи кораблей Колумба. О дневном рационе моряков сохранились только общие сведения. Но, скорее всего, запасы провизии и способы ее приготовления на борту каравелл генуэзского мореплавателя не сильно отличались от правил, принятых на других кораблях.

В течение месяцев плавания корабельному коку нужно было поддерживать здоровье и работоспособность экипажей кораблей. Как правило, основу рациона экипажа составляли сухари: весили они немного и могли долго храниться. Моряки обмакивали их в воду или в масло и ели со свининой и какими-нибудь овощами, например с фасолью. По мнению историков, в XV веке ежедневный рацион моряков в среднем должен был составлять 3900 калорий. Из них 70% приходилось на углеводы, 15% на жиры и 15% на белки. Не экономили и на вине: оно идеально подходило, поскольку могло долго храниться. В дневной рацион моряка, занятого греблей на веслах, входило 700 г сухарей, пол-литра вина и 50 г фасоли.
Ещё особую страсть моряки испытывали к сушёной треске. Было много разной рыбы, но треска – самый распространённый вариант.

У португальцев, отправлявшихся в долгие путешествия, с рационом было всё куда чётче. Во времена Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

– шестьсот граммов сухарей;
– четыреста граммов солонины (говядины);
– двести граммов свинины вместо говяжьей солонины;
– один литр воды;
– сорок граммов уксуса;
– двадцать граммов масла оливкового;
– лук, чеснок, овощи.

Англия

А вот рацион моряка английского флота начала XIX века выглядел гораздо сытнее. Ну, во-первых, стало больше портов, в которых можно было пополнить запасы провианта, во-вторых, отношение к флоту стало куда более серьёзным. Вот рацион:

– 3 килограмма 200 граммов галет;
– солонина;
– 160 граммов вяленой рыбы;
– 900 граммов гороха;
– 220 граммов сыра;
– спиртные напитки.

Да, и ром выдавали. Вид-то у корабельной пищи, мягко говоря, был не очень съедобным из-за неважных условий хранения. Да и с меньшими братьями нашими – крысками да тараканами – делиться приходилось. Потом в целях экономии ром заменили грогом – подобием коктейля нынешнего (треть рома и две трети воды с добавлением лимонного сока и сахара). Грог – изобретение английского адмирала Джорджа Вернона, ходившего обычно в плаще из ткани «грограм» и получившего прозвище по этому плащу. Грограм, как и размер выдаваемой «чарки», сократился до привычного нашему уху грога.
Пищу готовили на камбузах – корабельных кухнях, но частенько питались всухомятку, особенно в шторм. Со временем сухари дополнились галетами – сухарями особой выпечки без соли. Солонина плюс бессолевые галеты – вот и равновесие.

Русский флот

На русском флоте моряки снабжались продовольствием с учетом чина и должности, причем продукты выдавались на неделю, и каждый мог со своей «пайкой» делать что угодно: хочешь, сразу съедай, хочешь, «клюй» по зернышку целую неделю, оставляя запас «на потом».
Лишь в екатерининские времена эту самодеятельность отменили и ввели единое время приема пищи:
– завтрак – 07.00-07.30;
– обед – 12.00-12.30;
– ужин – 19.00-19.30.

На каждого матроса в конце екатерининского правления полагалось в месяц:

– 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
– 18 кг сухарей;
– 4 кг гороха;
– 2,5 кг гречки;
– 4 кг овса;
– 2,5 кг масла;
– более 0,5 кг соли;
– полкружки уксуса;
– 28 чарок водки.
Довольно неплохо для «немытой России».

Матросы питались артелями, в состав которых входило несколько бачков, на бачок же приходилось 7-10 едоков. Матрос, накрывавший на стол в порядке очереди, звался бачковым.
Надо сказать, что в целях экономии продуктов отходы не выбрасывались, из них готовился так называемый потаж – смесь всего, что осталось в виде пищевых отходов, что-то наподобие омлета «из всего что есть в холодильнике». На русском флоте, однако, подобными изысками не занимались.