На полном автопилоте

После сложного обучения настоящий яхтсмен, как водится, уходит в море. Однако весь день стоять у штурвала как-то надоедает, и в такой момент появляется змей-искуситель, который рассказывает про такое удобное средство, как автопилот.

Сейчас на современном рынке присутствует несколько видов автопилотов, которые применяются в зависимости от типа рулевого управления, водоизмещения и назначения судна. Румпельные автопилоты – для суден с румпельной системой управления. Самый популярный вид автопилотов. Применяются более 30 лет и являются наиболее дешевыми и простыми в эксплуатации. Представляют собой пульт, в который встроен магнитный компас и приводной механизм.

Штурвальные автопилоты подходят почти для всех судов со штурвальной системой управления. Имеют дисплей управления и индукционный компас, которые можно установить независимо в любом удобном месте.

Беспроводные автопилоты – самые современные и функциональные автопилоты, имеют электронную начинку. Применяются на катерах с гидравлической системой рулевого управления. Подключается к GPS-приемнику. Очень удобны для рыболовных судов.

Румпельные и штурвальные автопилоты имеют модели с бортовым компьютером, дисплей которого отражает данные о маршруте, направлении и угле поворота руля. Для тех случаев, когда датчик положения руля не может быть установлен, есть отдельная серия бортовых компьютеров. Также для каждого типа автопилота предлагаются беспроводные пульты дистанционного управления, которыми можно дистанционно включать/отключать автопилот, управлять маршрутом, находясь в радиусе до 10 метров от управляющего элемента.

Вся эта электроника и механика служит только для одного: при нажатии кнопки «auto» выбранный вами курс фиксируется курсовым компьютером, который в случае отклонения яхты вправо или влево приводит в действие механизм, управляющий рулём, возвращая лодку на выбранное направление.

Для чего нужен

Для удержания курса лодки на спокойной воде (слабый ветер, волн нет) в ситуации, когда у экипажа по какой-то причине нет возможности управлять яхтой вручную.
Для кратковременных включений: вы один на вахте, нужно что-то поправить на палубе или внизу, и, кроме рулевого, это сделать некому.
Длительные включения: вы идете на лодке один или вдвоем, хорошо знаете, где находитесь, какое расстояние до ближайших препятствий, у вас есть радар, он включен и настроен на оповещение о сближении с опасностями. Важно не забывать, что работающий штатный автопилот потребляет электричество и постепенно разряжает ваши аккумуляторы.

Запрещено

А вот включать автопилот, если на лодке много народа, не нужно. Если человек за штурвалом устал или заскучал, нужно просто передать управление кому-то другому. Самые частые и самые глупые столкновения с другими судами происходят из-за случайности, например, когда весь экипаж спустился в кают-компанию, чтобы пообедать, и никто не наблюдает за морем.
В сильный ветер с волной тоже не стоит полагаться на технику. Ни скорость реакции, ни мощность привода штатных автопилотов не рассчитаны на управление лодкой в условиях, когда ее активно уводит с курса. Особенно это касается движения под парусом – в этом случае даже при явной необходимости, включать автопилот можно только на непродолжительное время и только предварительно убедившись, что он нормально удерживает лодку на курсе.

Выбор

Итак, выбирая автопилот, важно знать:
– тип рулевого управления;
– водоизмещение судна;
– длину судна.

Следует учитывать, что водоизмещение необходимо брать с 20% запасом, чтобы автопилот не работал в предельном режиме – это продлит срок его эксплуатации. Соответственно, от данных параметров напрямую зависит и стоимость. Кроме того, при покупке нужно определиться в необходимости бортового компьютера и ПДУ (пульта дистанционного управления).

Чем более дальние и длительные поездки планируются, тем больше шансов, что они могут пригодиться. Выбирая автопилот, вы выбираете себе помощника, от работы которого будет зависеть качество вашей поездки, а в случае парусного судна и нередко безопасность. Поэтому определяющим фактором при выборе должна быть не стоимость, а функциональность.