Словарь настоящего яхтсмена

Если специалист не знает терминологию, он вызывает сомнения. Если яхтсмен не знает терминологию, он просто не выживет. Любой шкипер не выдержит и вплавь покинет корабль, лишь бы не мучиться. А сам факт того, что вы стоите на палубе под палящим солнцем и опираетесь на леер, а не на трос, добавляет уверенности в себе и счастья. Поэтому вот небольшой словарь жизненно важных терминов для любого фаната моря и паруса.

А

Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Б

Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.

Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

В

Ванты – тросы, поддерживающие мачту.

Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.

Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Г

Галс – расположение судна относительно ветра. Левый галс – ветер дует в левый борт, правый галс – ветер дует в правый борт.

Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.

Галфвинд – курс судна относительно ветра, при котором угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Гик – горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К нему обычно крепится нижняя шкаторина косого паруса.

Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот – главный парус на судне, при продольной оснастке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Д

Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

З

Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.

И

Истинный ветер – скорость и направление ветра, определяемые без учета движения судна.

К

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Корма – задняя часть судна.

Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.

Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.

Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.

Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крениться – наклоняться (о судне).

Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Л

Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.

Лоция – пособие по навигации.

М

Мачта – вертикальный элемент рангоута для установки парусов.

Мидель – максимальная ширина судна.

Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Мористее – выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. К примеру, фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега в открытом море».

Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Муринг – “мертвый» якорь”.

Н

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.

Нос – передняя часть судна.

Носовой релинг – перила в носовой части лодки.

О

Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Оснастка – мачта, рангоут и паруса.

Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направления и скорости судна.

Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

П

Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Приводить к ветру – идти курсом, близким к направлению ветра.

Р

Рангоут – деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.

Румпель – рычаг у руля для управления им.

Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рында – особый бой в корабельный колокол.

С

Спинакер – большой легкий передний парус, используется при попутном ветре.

Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.

Т

Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.

Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

У

Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.

Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.

Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Ф

Фал – трос для поднятия парусов.

Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересекает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Ш

Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шверт – доска, расположенная в щели, проходящей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косого паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.

Я

Якорный трос – используется для швартовки или крепления судна.