Секстант: верный друг мореплавателя

Сегодня мы поговорим об основном инструменте в традиционной океанской навигации. Вы его могли видеть в многочисленных фильмах, читать про него во многих приключенческих романах. Его название – секстант, и это крайне полезное изобретение, которое поможет вам ориентироваться на морских просторах.

Cекстант был придуман гением Исаака Ньютона в XVIII веке, с тех пор его принцип работы нисколько не изменился, и он по-прежнему в ходу у моряков и любителей ориентироваться по звёздному небу. Кстати, о принципах работы. Секстант измеряет угол Солнца (или любых других небесных тел) над горизонтом. Делает это он с помощью двух зеркал, которые используют принцип расщепления изображения.

Ошибки

Если хотите, чтобы в показаниях не было ошибок, то непременно нужно проверять настройку зеркал секстанта перед каждым измерением. Зеркала, как правило, очень чувствительны к малейшим внешним раздражителям. Настройка может сбиться из-за влажности, жары или небольшого толчка.

При работе с секстантом нужно учесть несколько возможных ошибок:

Индексная ошибка

Секстант установлен на ноль. Истинный и отраженный горизонты должны образовывать непрерывную прямую линию. Если этого не происходит, то присутствует индексная ошибка. Искажений быть не должно.

Дополнительную сложность вызывает тот факт, что индексная ошибка редко когда удаляется с помощью настройки зеркал. Следует просто записать её и делать поправки ко всем последующим показателям. Кстати, ночью определить эту ошибку гораздо легче, для этого нужно использовать звезду в качестве горизонта.

Боковая ошибка

Если линия горизонта ломается при наклоне секстанта в сторону, значит присутствует боковая ошибка. Это значит, что малое зеркало не перпендикулярно к самому секстанту. Чтобы её обнаружить, достаточно установить прибор на абсолютный ноль и наклонить его под углом в 45 градусов в одну сторону. Если горизонт и его отражение сместились, значит ошибка есть, и её следует удалить с помощью винта за малым зеркалом.

Перпендикулярность

Подобную ошибку исправить крайне трудно. Возникает она потому, что большое зеркало установлено не перпендикулярно к корпусу инструмента. Поворачивайте секстант до тех пор, пока транспортир не отразится в большом зеркале при взгляде сверху вниз под косым углом. Перпендикулярности не будет, если отражение транспортира в зеркале совпадает с самим транспортиром. Если вы убедились, что дуги смещены относительно друг друга, то ошибка устраняется поворотом маленького винта позади большого зеркала.

Как пользоваться

Если вы убедились, что ошибок нет, или вы записали корректировки, то настало время опробовать секстант.

Наденьте светофильтры на секстант и установите его на ноль. Направьте инструмент прямо на солнце. Вы увидите два солнца, одно из которых будет всего лишь отражением. Начните постепенно опускать секстант, одновременно настраивая алидаду, чтобы удержать отражение солнца в зеркале. Когда в прозрачном стекле малого зеркала появится горизонт, завершите движение. Далее следует произвести тонкую настройку и приступить непосредственно к измерениям.

Секстант нужно держать строго вертикально. Если вы хоть немного отклоните инструмент от вертикального положения, то измерения будут не верны. Убедитесь в том, что вы держите прибор правильно. Например, можно покачать секстант из стороны в сторону, тем самым вызывая опускание изображения солнца при его прохождении через горизонт. Если солнце находится в нижней точки кривой, можно снимать показания.

Те, кто занимается астрономической навигацией, очень серьёзно подходят к выбору времени для измерений. Местоположение яхты влияет на то, каким образом к нам повернуто солнце. Нужно знать положение всех небесных тел. Для этого следует найти специальный астрономический ежегодник, который позволит вам узнать всё с точностью до минуты. Всё это нужно, чтобы наиболее точным образом рассчитать местоположение вашего судна. В былые времена моряки пользовались хронометрами, сейчас же вполне можно узнать время по радио.

Если говорить о порядке измерения более просто, то выглядит это так:

1. Фиксируем точное время измерения.
2. Определяем высоту двух выбранных светил.
3. Находим в экваториальной плоскости те линии, на которых звезды были в момент замера. На пересечении линий на карте находится место наблюдения (для этого пользуемся астрономическим ежегодником).

Чтобы более точно анализировать данные, необходимо иметь на руках две таблицы. Первой из них является упомянутая нами ранее «Морской астрономический ежегодник», а вторая – «Таблица сокращения». Вы можете прикупить их в отделе морских справочников любого большого книжного магазина. Метод сокращений, кстати говоря, является наиболее простым для понимания. Его следует хорошо изучить, потому что он даёт достаточно точные результаты.

Есть, конечно, и другие методы обработки данных секстанта или вообще хитростей по работе с этим устройством. Некоторые из них вы услышите от бывалых яхтсменов, другим научитесь сами. Также можно почитать книги на данную тему, благо их полно, ведь до появления спутниковой навигации секстантом пользовались все моряки мира. Не без его участия человечество открыло Новый Свет, не без его участия были совершены кругосветные путешествия. И даже если у вас есть хорошая спутниковая навигация, в которой вы на 100 процентов уверены, это всё-таки не повод не взять с собой «старину секстанта». Кроме того, такое устройство подарит вам незабываемую атмосферу морского приключения.