Роли на яхте

Отправляясь на гоночное соревнование по волнам, первое, что нужно сделать, – это найти команду. Достаточно нелёгкое занятие, иногда люди «притираются» друг к другу месяцами. Но главное, чтобы каждый умел справляться с данной ему ролью. Потому что яхта, она как театр, здесь каждый исполняет свою роль. Здесь, как на войне, нужно чётко и оперативно выполнять свою задачу. Каждому.
Конечно, это только приблизительный состав. В реальности капитан вашей команды может назначить другое распределение ролей. На больших гоночных яхтах ролей может быть больше, на яхтах небольшого размера, наоборот, роли комбинируются, вплоть до яхт-одиночек, где рулевой делает всё сам. Но это, так сказать, классика, поэтому смотрим.

Оптимальный состав гоночной команды выглядит так:

Рулевой – управление лодкой, тактическая борьба с соперниками, работа с волной.
Первый шкотовый на стакселе, или на лебедке со спинакером/ генакером (помогает второму шкотовому выбирать брас через лебедку).
Второй шкотовый на стакселе при несении спинакера/генакера работает с брасом, стоя на наветренном борту.
Шкотовый на гроте. В случае, если погон грота расположен над рубкой, выполняет одновременно функцию пианиста, на большинстве спортивных лодок погон грота вынесен к корме, поэтому пианист – отдельный человек.
Пианист – работа со всеми талями (веревками), заведенными на стопора справа и слева от рубки (топенант, оттяжка гика, рифы, грота-фал, спинакер-фал, топенант спинакера, оттяжка спинакер-гика, стаксель фал, иногда – таль закрутки стакселя).
Мачтовый – быстрая выборка фалов (грота, спинакера), помощь баковому при работе со спинакер-гиком.
Баковый – работа со стакселем, спинакером, генакером.

Баковый

Самые главные обязанности бакового – постановка и уборка дополнительных парусов (спинакера, генакера или “код зеро”), а также работа с ними при повороте фордевинд. Эти действия в тренированной команде занимают всего несколько секунд, но именно от этих нескольких секунд иногда зависит, удастся ли яхте увеличить отрыв от соперников или, наоборот, достать замешкавшихся на знаке конкурентов. Зачастую от них зависит вся судьба гонки.
Бак не место для нерешительных, плохо координированных и медленных. От бакового ожидается способность быстро думать, быстро принимать решения, слушать команды и воздерживаться от споров и руководства шкотовыми. Сдержанность – важное качество бакового: команды в хорошем экипаже идут из кокпита на бак, не наоборот!

Мачтовый

Мачтовый – это фактически второй баковый, он также работает на баке, но концентрируется на задачах в районе мачты. Мачтовые обычно выбирают фалы при постановках, в то время как баковый помогает парусу выйти из кисы или следит за тем, чтобы парус нормально поднимался по ликпазу. Баковый и мачтовый должны при формировании новой команды четко распределить баковые задачи между собой и быть готовым прийти друг другу на помощь, если что-то идет не так.

Пианист

Нет-нет, речь не о тапере, который будет развлекать своих товарищей задорной музыкой в ходе плавания, как оркестр тонущий «Титаник». Пианист, или фаловый, отвечает за работу с фалами и шкотами, выведенными на “пианино” – ряд стопоров на рубке. Также в обязанности пианиста входит подготовка дополнительных парусов и перекладка спинакера. Пианист – человек, от которого требуется полнейшее хладнокровие и способность быстро реагировать на приходящую информацию со всех сторон. Основная работа пианиста не видна – она теряется за эффектными танцами бакового вокруг спинакер гика и интенсивной физической работой шкотовых. Тем не менее это очень важное место, требующее понимания сути работы как баковых, так и шкотовых.

Штоковые

Очень часто роль шкотовых недооценивают, а зря. Шкотовые – это “двигатель” яхты, сердце экипажа, без них гонка была бы невозможна. Шкотовые делают огромное количество физической работы, перенося стаксель с борта на борт, а при работе со спинакером спинакер-шкотовый становится самым важный человек на яхте, информацию от которого слушают все.
Из двух шкотовых наиболее опытный обычно выступает в роли “триммера”, или “настройщика”. Ему поручается настройка стакселя на лавировке, а также работа на спинакер-шкоте. “Грайндер”, или “тейлер”, обычно обеспечивает необходимую силовую поддержку при поворотах, а также несет спинакер-брас.

Рулевой

Говорят, “гонку выигрывает команда, а проигрывает рулевой”. Рулевой – стержень команды, человек, который определяет моральное настроение, ее волю к победе.