Разные воды для разных кораблей

Будем с вами откровенны: на обычной лодке лучше не плыть по Тихому Океану, разве что вы знаменитый путешественник уровня Тура Хейердала. Тогда пускаться в такую авантюру стоит. В остальных случаях нужно придерживаться некоторых неписанных правил, которые сохранят ваши нервы.

Меленькие яхты и швертботы, как известно, не оборудованы системой дренажа в кокпите. Из этого следует логичный вывод, что на них небезопасно плавать в открытом море, однако они отлично подходят для плавания у берега. «Зачем нужна система дренажа в кокпите?» – спросите вы у нас. Мы же ответим, что она необходима для того, чтобы избавиться от излишек воды, которые благодаря волнам будут скапливаться в вашей лодке. Затопление с отсутствующей или неисправной системой дренажа не сказки, а обычное дело. Небольшие лодки тонут очень быстро. Осложняется ситуация тем, что спасение при таких условиях возможно лишь тогда, когда к вам придут на помощь. Главным образом потому, что на маленьких лодках не предусмотрены спасательные плоты или серьёзное спасательное снаряжение.

В общем, перед тем, как отправиться покорять морские просторы, убедитесь в том, что эти морские просторы могут быть покорены вашим судном. Задействуйте всю возможную информацию о морском участке, изучите его. В разных фарватерах – разные условия. И это всегда надо помнить, даже если вы опытный шкипер, а погода вам только благоприятствует. Выбирайте тип судна с умом.

Когда берег близко

Закрытые озера, бухты, гавани, дельты рек – самые благоприятные места для плавания, где неприятностей почти никогда не бывает. В подобных местах могут плавать все суда. Но если вы в маленькой и тем более открытой лодке, то не забывайте об остойчивости своего судна (свойство судна плавать, не теряя положения равновесия). Непогода, сильный ветер бывают и на мелководье. Внезапно возникшая волна может залить водой или, того хуже, опрокинуть ваше небольшое суденышко. В таких случаях, конечно, можно попробовать вычерпать воду и продолжить плыть. Подобная авария вряд ли принесет серьёзные травмы, но может испортить впечатление о яхтинге.

Когда берег на средней дальности

В этот пункт можно поместить большие озера, большие дельты рек и широкие бухты. Швертботы и катамараны следует проверить на остойчивость. Нужно быть крайне осторожным, когда вы намереваетесь далеко отойти от берега. Более крупные яхты, которые оборудованы системой дренажа воды или балластным килем, могут плавать в подобных водах весьма спокойно. Но не стоит забывать о том, что на мелководье часто присутствует сильное приливное течение, то есть риск на мелководье никуда не исчезает.

Когда берег далек

В общем, отдаленные прибрежные районы. Швертботы и катамараны, как правило, не предназначены для плавания в открытом море. Впрочем, бывают и исключения из правил. Если ваш швертбот спроектирован специально для открытых водных пространств, можете не волноваться. Маленькие яхты с системой дренажа и балластным килем вполне прекрасно чувствуют себя в таких условиях. Не будет лишним дополнить, что это касается тех яхт, которые укомплектованы всем необходимым спасательным снаряжением: радио, РОМЧС, спасательный плот. Если всего этого у вас нет, то выход на такие далекие дистанции достаточно опасен.

Когда берега нет вообще

Мы говорим об открытом океане – настоящей обители всех морских авантюристов. Тут плавать дозволено только серьёзным, надежным килевым яхтам, которые имеют на борту всё необходимое спасательное снаряжение, включая INMARSAT и GPS.

Вывод

Мы не будем утверждать, что у вас не получится бороздить океан на небольшом судне. Мы не будем утверждать, что никто не делал подобного. Многими моряками, у которых это получилось, мы искренне восхищаемся. О многих подобных мореплавателях написано в учебниках истории, в прекрасных литературных трудах приключенческой тематики. Но вы должны ясно понимать, что это то самое приключение, с которым по опасности почти ничто не сравнится. В остальном – попутного ветра!