Подготовка к шторму

Во время шторма любой порт подойдёт.


Шторм – это самое страшное морское пугало, которое может встать у вас на пути. И, как обычно бывает, страх является самым негативным фактором при знакомстве с этой опасностью. Ведь именно страх чаще всего топит корабли, а не погода. В экстремальной ситуации вы должны быть готовы сохранить ясность ума и твердость характера. Vоре, как-никак, может преподнести неприятные сюрпризы.

Кто бы что ни говорил, но современные прогнозы погоды точны, как часы, однако и часы ломаются. Поэтому будьте готовы к неожиданностям. Опытные капитаны могут рассказать вам немало интересных и в некотором смысле поучительных историй о том, как они справлялись со штормами. И если вы будете плавать достаточно часто, то будьте уверены, когда-нибудь и на ваше судно пойдет волна. Если ваши нервы не сдадут, то и у вас будет эта самая «штормовая история». История борьбы человека и природы.

Мы не пугаем владельцев яхт, потому что пугать нечем. Даже десятибалльные штормы поддаются усмирению, если вы будете следовать четким инструкциям и не будете паниковать. С другой стороны, если вы натолкнетесь на совсем уж небольшую непогоду, но ваш разум захватит демон страха, то не сомневайтесь, вы можете наделать много бед. Именно поэтому владельцы яхт должны иметь крепкие нервы и в критических ситуациях не поддаваться эмоциям. Яхта – это не машина с автоматической коробкой передач, это судно, с которым у вас должно быть полное взаимопонимание и даже некая духовная связь.

Мы составили список базовых полезных советов, которые пригодятся в борьбе со штормом и при подготовке к нему. Возможно, несколько позже мы рассмотрим эту тему более подробно.

Подготовка

– Всегда проводите полную инвентаризацию перед плаванием. Вы должны знать, где что находится. Частая ошибка моряков – это потеря времени, когда невозможно найти нужные предметы.

Держите тисели, шкоты, гитовы и канифас-блоки в одном месте, чтобы при необходимости не бегать по всей яхте, а найти всё сразу.

– Когда вы уже чувствуете, что шторм идёт, необходимо заменить обычный стаксель на штормовой. Это первое, что вы должны сделать. Таким образом вы повысите управляемость судном во время шторма. Спустите грот и закрепите его на гике. Прежде чем установить трисель, необходимо грот снять. Закрепляем триссель-шкоты и выравниваемся по ветру.

– Далее проверяем страховочные лини и леера. Обязательно герметизируем люки, иллюминаторы, надеваем заглушки на вентиляторы. Закрепляем весь инвентарь, что размещен на палубе. Все незакрепленные предметы убираем вниз. Фиксируем ветровой генератор, а также достаём запасные веревки на всякий случай. Также на яхте должен быть спасательный плот – его необходимо проверять перед каждым отплытием.

– Все вещи, которые находятся в комнатах, в подпалубных помещениях, необходимо закрепить. Ящики надо закрыть, а предметы, которые могут разлететься на острые осколки, лучше всего замотать полотенцами. Всю технику лучше убрать в безопасное место, но более важным будет проверка предметов первой необходимости. Речь идёт о сигнальных ракетах, инструментах, аварийных укладках, фонариках и т. п. Приготовьте доски, для того чтобы заделать разбитые иллюминаторы.

Проверьте двигатель. Достаточно ли топлива, заряжены ли батареи? Порой двигатель сможет вам помочь в самой экстренной ситуации. Например, тогда, когда вам грозит столкновение и необходимо быстро увести судно в сторону.

– Обязательно проверяем спасательные жилеты и штормовое снаряжение. Медикаменты и подводное снаряжение также должны быть под рукой. Наполните фляги водой, чаем – термос, а карманы – энергетическими батончиками.

Шторм

Главное в шторме – это его направление. Если ветер попутный, то можно идти под штормовым парусом, при этом используя штормовой стаксель. Когда скорость вымпельного ветра превысит 40 узлов, время спустить паруса и продолжить движение без них.

Если ветер всё равно нарастает, то самое время спустить плавучий якорь. Он позволит вам «притормаживать» в штормовом море, что очень удобно. Однако ряд яхтсменов уверен, что плавучий якорь – это не лучший вариант для дрейфа. Некоторые убеждены, что безопаснее дрейфовать под рангоутом. Дрейфовать без парусов – сложная задача, к тому же вы должны понимать все особенности вашего судна. Габариты и размер имеют определяющие значение. Как-нибудь мы разберем эту проблему, но а пока будем считать её открытой для дискуссий.

Если же вы идете против штормового ветра, то лучшим вариантом будет прекращать сопротивление сразу, как только скорость ветра достигнет 35 узлов. Если вы опытный капитан, то, конечно, есть смысл бороться дальше. Но если вы только недавно приобрели яхту, то лучше сбросить плавучий якорь (особенно если скорость ветра достигнет 50 узлов) и пуститься в дрейф.