Курс по ветру

Чтобы яхта плыла нормально, нужно выставить паруса. А чтобы плыла в нужном направлении, узнать силу и направление ветра. Для непосвящённых это наука хитрая и мудрёная, так как проще вплавь добраться, чем в курсах разобраться. Но это на первый взгляд. Так что давайте взглянем на курсы движения относительно ветра. Если этого не знать, то есть риск никуда не доплыть.

Истинный и кажущийся ветер

Истинный ветер – это движение воздушных масс относительно неподвижных объектов вроде берега, построек и стоящих на берегу яхт. Именно про него говорят в прогнозе погоды.
Кажущийся ветер – явление, как раз наоборот, чисто субъективное. Яхта при движении под парусами использует иной ветер, совсем не тот, что качает деревья на берегу. Выйдя из гавани, яхта ставит паруса и идет против ветра, острым курсом. Она встречает ветер практически в нос, и нам кажется, что дует достаточно сильно. Но вот яхта уваливается и начинает движение по ветру, полным курсом. Теперь ощущение такое, что ветер стих. Но ничего подобного не произошло, просто скорости и направления ветра и яхты сложились, и одна компенсирует другую. Это и есть кажущийся ветер – ветер, который использует яхта, и который чувствуете вы, а не тот, что дует на самом деле.

В парусной терминологии такой ветер называют «вымпельным». Вычислить его просто: можно замерить его на движущейся яхте: сложение или разность истинного ветра и скорости яхты (движение все тех же воздушных масс относительно яхты).
Яхтсмен на идущей по волнам яхте всегда имеет дело с вымпельным ветром, к нему он ставит паруса. Потому как такой ветер намного острее.

Галс

Галс – направление движения относительно ветра, когда угол, образованный с направлением ветра, больше нуля.
Соответственно, правый галс – правая нога или рука впереди, то есть вы всегда стоите спиной к ветру, и движение в правую сторону – правый галс, в левую сторону – левый галс. В зависимости от величины этого угла, курс относительно линии ветра может быть острым или полным.

Левентик

Левентик – положение судна относительно ветра, когда угол к линии ветра – около нуля. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не “курс”, а “положение левентик”.

Бейдевинд

Так называют острый курс относительно линии ветра, когда ветер дует под углом от 0° до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50° до 80°).

Полные курсы

Полными курсами считаются те, когда ветер дует под углом, близким к 90°, или под тупым углом к направлению движения. К таким курсам относятся:
Галфвинд (halve wind), или полветра – ветер дует под углом от 80° до 100°.

Бакштаг (bakstag) – ветер дует под углом от 100° до 150° (крутой бакштаг) и от 150° до 170° (полный бакштаг).

Фордевинд – тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. Ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта.

Лавировка

Прямо против ветра вы идти не можете. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную выше по ветру, то применяется лавировка, движение к цели курсом бейдевинд – переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот. Также помните, что при любом курсе вы немного дрейфуете (сливаетесь) по ветру, поэтому нельзя четко поставить направление движения до точки, нужно всегда брать курс немного выше на ветер, то есть с запасом.

Определение направлений ветра относительно корабля

Наветренная сторона – когда вы стоите спиной к ветру, то наветренной стороной будет спина, соответственно, наветренный борт доски – там, где пятки.
Подветренная сторона – наоборот, это все, что находится спереди от вас (по ветру), когда стоите спиной к ветру. Подветренная сторона – это там, где стоят ваши носки на доске.

Курсов относительно ветра немного. Против ветра основные – это галсы, правый и левый. Стоя к носу яхты лицом (так как яхта управляется), нетрудно сообразить: тот борт, что у вас по правую руку – правый. И наоборот, по левую руку – левый. Аналогично повторяют этот принцип и названия галсов. Рука, ближайшая к борту (правая или левая), обычно ей мы держим шкоты, поможет определить, каким галсом мы идем.
Просто запомнить: если гик лежит на правом борту, это левый галс. Если гик – на левом борту, это правый галс.

Как увидеть направление ветра

Есть множество способов (в том числе и народных), как уловить ветер:
– флюгарка (специальный флажок);
– вымпелы, флаги и другие развивающиеся полотна, в том числе и паруса;
– колдунчики (тонкая лента легкой ткани или нити, приспособленная на вантах);
– рябь на воде (ветер гонит небольшую волну на водной поверхности);
– деревья;
– дым из труб на берегах и проходящих мимо судах.