Границы и государства: на яхте – в новую страну

У русского человека словосочетание «пересечь границу» чаще всего вызывает аллергическую реакцию, истерику и приступ паники. Потому что мы привыкли к бесконечным таможенно-политическим козням. С яхтами тоже не все так однозначно. Впрочем, смотрите сами.

Прибываем в страну

Общие принципы. Экипаж яхты должен соблюсти правила визового режима страны входа. Если это страна, визу в которую надо получить заранее, так и следует сделать. Визы не оформляют лишь те команды, которые работают профессионально на судах, прописаны на эти суда или приписаны к пароходству, судовой компании и имеют вместо общегражданского паспорта так называемый «паспорт моряка».

Кроме того, яхта, впрочем, как и любое другое судно, заявляющее о своей просьбе зайти в какую-либо страну, должна выполнить определенные действия, подтверждающие её просьбу и лояльность к законам этой страны.
Во-первых, яхта должна поднять флаги под правой краспицей:
– флаг страны, в которую просится зайти;
– флаг «Q» («Кебек») международного свода символов, означающий: «Прошу предоставить мне свободную практику, у меня нет зараженных людей на борту. Поднятием флага «Q» вы также заявляете о своем обязательстве исполнять законы страны, уважать её традиции.

Во-вторых, нужно выполнить предписанные правила входа в воды этой страны. Эти правила описаны в лоциях, извещениях ИМО, кодексах самих стран. В любом случае яхта должна следовать в порт, который декларирован страной в качестве открытого для входа, то есть в такой порт, который может принимать решение об открытии границы для судов и их экипажей. Разумеется, прежде чем отправиться в ту или иную страну, надо их знать. Также надо знать и некоторые специальные правила входа в страны. Несколько примеров таких правил:
– за 50 миль выйти на связь с береговой охраной и следовать их инструкциям; они могут назначить и порт захода;
– следовать на удалении более 2-х миль от берега за исключением входа в порт, как это делают в Италии.

Ошвартовавшись в порту, можно начать процедуру «открытия границы». Прежде всего, следует отметить, что процедуру можно поручить выполнить агенту, которого без труда можно найти в любом порту. Однако ответственность за результат его действий все же будет лежать на вас. Разумеется, услуги агента платные.

В некоторых странах есть некоторые отличия этой процедуры, и она может быть не такой, как описано ниже. Однако в целом во всех странах путь либо похож, либо близок: доктор, таможня, начальник порта, полиция.
Есть нюанс, связанный с пересечением границы: нужно задекларировать всё, что находится на борту. Но учтите, береговая охрана имеет все права обыскать вашу посудину.

Внутри страны

Яхта и ее экипаж действуют на основании законов страны, в которую их впустили. В большинстве стран порядок очень простой: в каждом порту следует предоставить начальнику порта «Crew List» (Судовую роль), то есть список членов команды. Начальник порта предписывает и все дальнейшие ваши действия. К нему вы отправляетесь и с «Crew List», и со всеми имеющимися документами на судно, и паспортами членов команды.
Таким образом, если экипаж меняется, то есть появились новые или списались старые члены команды, то начальник порта будет в курсе.

Покидаем страну

Чтобы покинуть страну, нужно пройти примерно через то же самое, что что и на самолёте. Только вместе с вами будет оформлена яхта. Но и это достаточно муторная процедура. Вот что нужно будет сделать:
– в полицию, для того чтобы власти станы убедились в том, что ваш экипаж соблюдал законы страны пребывания;
– в таможню, там прояснят сущность предполагаемого вывоза судна и груза на предмет соответствия установленным законам. Попросту говоря, проверку пройдет яхта, то есть её документы;
– посетить начальника порта, который вправе удостовериться в чем угодно, однако будет пристрастно наблюдать за соответствием вашей квалификации намеченному маршруту в создавшихся погодных условиях и судоходной обстановке;
– со всеми санкциями о положительном решении явиться повторно в полицию для закрытия виз экипажа в стране пребывания.