Яхтенные канаты

Без яхтенных канатов тяжело в любом плавании. Вернее, плавать на парусной яхте без них просто невозможно. Для кого-то это простые верёвки, а для кого-то руль, средство управления плавсредством.
К яхтенным тросам предъявляются строгие требования по механическим характеристикам, долговечности и качеству. Причем требования к ним могут быть самыми разными. Так, яхтенный фал должен быть нерастяжимым (статическим), тогда как швартовый канат обязательно должен растягиваться и поглощать энергию рывков. Впрочем, об этом по порядку.

Фаловые и шкотовые канаты

В качестве тросов управления парусами – яхтенных фалов и шкотов – могут использоваться исключительно прочные, нерастяжимые и долговечные канаты.

Швартовые и якорные канаты

Швартовый конец (швартов) – это канат, с помощью которого судно закрепляется у причала. На роль швартового каната подходит прочный, растяжимый и энергопоглощающий трос. Длина такого каната обычно составляет 20-30 метров, а толщина зависит от водоизмещения судна. Если перевести этот термин в сухопутные понятия, то от веса судна.
Швартовочные канаты производят из натуральных или синтетических волокон. Синтетические канаты по определению прочнее. Так вот, для судна водоизмещением 200-300 кг достаточно синтетического каната диаметром в 4-5 мм. Если же канат из растительных волокон, то его толщина должна быть в 2-3 раза больше.
Синтетические швартовые канаты в наши дни полностью вытеснили стальные и пеньковые тросы. Современные материалы – полиамид, полиэфир и полипропилен (полипропиленовый мультифиламент) – обладают уникальным сочетанием свойств. Швартовые канаты из этих материалов мягкие, гибкие, прочные, долговечные, легкие и безопасные. С ними гораздо приятнее работать, нежели с металлическими или пеньковыми.
Требования к якорным тросам практически аналогичны: прочность, удобство использования, устойчивость к механическим воздействиям, к истиранию.

Вспомогательные канаты и шнуры

Помимо двух четко определенных категорий – фаловые/шкотовые канаты и швартовые/якорные – на яхтах используется еще целый ряд вспомогательных канатов (крученых, плетеных).