Знаменитые яхты мира: «Держава»

Сегодня мы познакомим вас ещё одной императорской яхтой, которая верно служила нашему отечеству. На этот раз речь пойдет о «Державе», самой большой из балтийских деревянных колесных императорских яхт.

Биография яхты

Яхту заложили ещё 28 апреля 1866 года в присутствии самого императора Александра II и великого князя Константина Николаевича. Проектировщиком был выбран генерал-майор Корпуса корабельных инженеров И.С. Дмитриев. Эту яхту нельзя назвать абсолютно уникальной, ведь строилась она по образцу английской королевской яхты «Виктория и Альберт».

Торжественное «открытие», а точнее спуск на воду, состоялось 28 апреля 1866 года. Император, разумеется, присутствовал на этом мероприятии. В тот день яхту встречали несколько военных кораблей Балтийского флота, тогда она вошла в состав Гвардейского экипажа.

За время своей службы «Державе» пришлось совершить несколько знаковых походов по Балтийскому и Северному морям. Размеры были настолько впечатляющими, что, помимо экипажа, на яхте было полно прислуги. К примеру, если взять рапорт за 18 января 1888 года, мы обнаружим 238 человек, числящихся на судне. Отмечалось, что во время путешествия на яхте всегда было 65 музыкантов, 15 певчих, 10 сигнальщиков, 10 юнгов и около 50 человек вольнонаёмной прислуги. Свита императора, по традиции, была в пределе 20 человек.

Можно выделить ещё одно знаменательное событие, которое произошло на «Державе», а именно: в 1887 году И.П. де Колонг совместно с Г. Добровым впервые в истории устранили электромагнитную девиацию (влияние «железа» на стрелку магнитного компаса) именно на борту «Державы», применив магнитное поле соленоидов, что находилось под воздействием постоянного электрического тока.

Технические особенности

На яхте были установлены две паровые машины общей мощностью в 720 лошадиных сил, которые обеспечивали скорость хода в 16,72 уз. «Держава» имела длину 93,8 метров, а её водоизмещение равнялось 3114 тоннам. Надводный борт обшивался лиственницей, подводная часть – гондурасским красным деревом, дубовый набор был скреплен железными кницами. Внутренние помещения были отделаны тиковым деревом. Корпус был выполнен из дерева. Также на борту имелись салютные пушки.

Если говорить о носовой фигуре корабля, то история с ней занимательна, ведь изначально планировалось изобразить женщину в латах, которая имела бы орден Андрея Первозванного на груди, а в её руке лежала бы держава. Эта женщина олицетворяла бы собой всю Россию, и подобная скульптура в самом деле была исполнена и представлена на суд императора, но тот её не одобрил, решив ограничиться двуглавым орлом. В итоге носовой частью яхты стал привычный всем символ государства.

Ну, а если коснуться внутреннего убранства, то его можно охарактеризовать только одним словом – роскошь. Причем роскошь, которая была достойна самых богатейших яхт того времени. Проект интерьера судна поручили профессору И.А. Монигетти, который отправился во Францию и Англию для того, чтобы узнать все самые современные веяния и достижения в области внутреннего наполнения яхт. Разумеется, в те времена роскошные яхты во многом отличались от тех яхт, которые нам привычно представлять.