Знаменитые яхты мира: «Александрия»

Величественная паровая яхта, которая служила Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II. Такие яхты были уникальны в своём роде и именовались императорскими. Не будем зацикливаться на печальной постреволюционной участи этого судна, а посмотрим на то, что оно представляло из себя в лучшие свои годы.

Биография яхты

Проектирование императорского судна доверили корабелу В.Ф. Стоке, который работал над кораблем в период с 30 декабря 1831 года по 4 июля 1832 года. В итоге мы получили яхту длиной в 35 метров, а шириной в 6,1 метр. Паровая машина, которая была установлена на борту, обладала мощностью в 90 лошадиных сил. В то время она служила в качестве боевого судна императорского флота и называлась вооруженным пароходом «Тосна». Но в 1851 судьба судна изменилась. 23 октября на Темзе были проведены испытания теперь уже «Александрии». Корабль показал себя выше всяких похвал: при осадке в 1,22 метра скорость была 13,95 узла. 31 мая 1852 года «Александрия» пришла в Кронштадт, а после очередных испытаний (1 июня 1852 года) яхту взяли в состав судов Гвардейского экипажа. Соответственно, уже 14 числа июня месяца Николай I взошел на яхту и совершил своё первое плавание на ней. «Александрия» служила долго и исправно вплоть до 31 октября 1906 года.

Технические особенности

В свою бытность «императорской яхты» «Александрия» обладала длиной в 54,9 метра, корпус был сделан из железа, а водоизмещение равнялось 228 тоннам. На борту были установлены две паровые машины мощностью в 140 лошадиных сил, которые вращали гребные колеса. Осадка, на удивление, была малая – всего 1,22 метра. Но дело заключалось в том, что основная служба «Александрии» значилась на невском мелководье, а также мелях Финского залива. Яхте также надлежало нести постоянную службу напротив летней императорской резиденции, где также были малые глубины.

Если говорить о внутреннем и внешнем убранстве, то можно выделить следующие особенности. Яхта не имела носовой фигуры, как было принято в то время повсеместно, вместо неё был геральдический щит, который в своё время красовался на прежнем пароходе «Александрия». Столовое серебро, хрусталь, фарфор и бронза также имели герб старого судна. Когда английские резчики заканчивали работу над носовым украшением, то увенчали герб царской короной с двумя крыльями-накладками с орнаментом и листьями. Листья, кстати говоря, служили украшением и на кормовой оконечности судна.

Фальшборт, что был выполнен в голубом цвете, украшался двадцатью двумя орлами, которые были выполнены известными резчиками. Птицы, разумеется, были золоченными. В 1853 году к композиции добавили изображения звезды ордена Андрея Первозванного в сочетании с английским орденом Подвязки, ну а к 1855 году с бортов сняли орлов, оставив сочетание русского ордена с английским. На яхте, ко всему прочему, были установлены три однофунтовые медные салютные пушки на лакированных лафетах.