Встать на якорь

Для того чтобы далеко плыть, яхте нужен парус и двигатель. А для того чтобы, наоборот, не сорваться с места и быть унесённым в тихий омут во время швартовки, нужен надёжный якорь. Типов якоря немало, поэтому учимся разбираться.

Якорь-кошка

Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, цепляясь за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся «подарить» якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы при изготовлении самодельных якорей этого типа учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

Якорь Данфорта

Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

Якорь Матросова

Напоминает по модификации якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, так как бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

Якорь Холла

Схожая с двумя вышеприведёнными модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

Адмиралтейский якорь

Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее и у него есть свои, хоть и небольшие преимущества, например практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

Якорь «кобра»

Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро цепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

Якорь «Плуг»

Похож на «кобру», но, в отличие от него, не является монолитным. Состоит из двух независимых частей, причём части эти скреплены таким образом, что «плуг» качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180º.