Швертбот: разрезая волны

FD (1)

Пожалуй, это самое доступное парусное судно, которое только возможно представить. Швертбот представляет собой яхту, которая характеризуется наличием шверта и отсутствием балластного фальшкиля. Сам шверт выглядит как заглубленная плоскость, которая при надобности убирается. Предназначается шверт для усиления бокового сопротивления судна.

Остойчивость

При отсутствии балластного фальшкиля, остойчивость обеспечивается внутренним балластом и открениванием. Как правило, внутренний балласт используется нечасто, так как без фальшкиля его нельзя расположить достаточно низко. В большинстве случаев используется откренивание. Оно заключается в размещении членов экипажа на наветренной стороне борта. При перемене галса экипаж пересаживается на другой борт.

Откренивание

Вес экипажа играет огромную роль в откренивании, так как швертботы являются предельно легкими судами, то есть вес экипажа составляет значительную долю в водоизмещении.

Существует три распространенных способа откренивания:

– команда усаживается на наветренном борту, размещаясь на палубе или на сидениях;

– экипаж усаживается на наветренном борту, откидывая корпус за борт, при этом зацепившись ногами за специальные ремни для откренивания;

– так называемая «летучая трапеция»: один или двое членов экипажа полностью откидываются за борт, удерживаясь с помощью специальной подвески.

Классификация

Швертботы делятся на спортивные, прогулочные и туристические. Чаще всего в парусных школах учат управлять именно швертботами.

Если говорить о конструкции, то она бывает открытой и крейсерской. В последнем случае у владельца швертбота есть возможность обзавестись спальным местом, тогда каюта будет закрытой. Все туристические швертботы, как правило, крейсерские. Спортивные и прогулочные – открытые.

Существуют классы яхт, которые участвуют в спортивных состязаниях. Это было сделано для того, чтобы уравнять шансы участников в соревнованиях. Правила спортивных классов могут накладывать ограничения на отдельные параметры яхты: длину судна, площадь паруса. Но порой требуется полное соответствие правилам. Последние яхты называются яхтами-монотипами.

Наиболее известны монотипные классы швертботов: Финн, Летучий голландец, 470, 49er, Лазер.