Океанские регаты: становление

Конечно, соревнования на небольших суднах появились ещё в эпоху географических открытий. Но они не были массовыми и не обладали серьёзной систематичностью. Земля никогда не исчезала за горизонтом, да и проводились они в течение всего нескольких часов. К XIX веку мнение, что море крайне опасно для маленьких яхт, всё ещё было в ходу. По этой причине регаты довольно редко проводились вечером или ночью. ХХ век сломал старые представления. В течение нескольких лет совсем небольшая группа квалифицированных яхтсменов, смогла совершить серьёзные плавания вдоль европейского побережья, а после – через океан. Малые суда, с их точки зрения, обладают не только хорошей управляемостью, но и могут плавать в штормовую погоду, если на борту имеется квалифицированная команда.

Изначально океанский яхтинг представлял собой гонку между большими и дорогими судами, которые могли гарантировать судовладельцами прибытие в конечный пункт назначения. Люди соревновались по большему счёту не из спортивного интереса, а денег ради. К примеру, в 1866 году была организована регата, ставки которой доходили до 90 тысяч долларов. Тогда победившее судно добралось до финиша за 14 дней (Нью-Йорк – Каус). Торговые пароходы проплывали этот отрезок значительно дольше, однако общественность обратила внимание на то, что во время гонок 6 человек было смыто за борт. В последнее десятилетие XIX века были проведены 4 серьёзных трансатлантических гонки, но тогда этот спорт ещё не был известен среди широких масс, а потому гонки не обзавелись достаточным вниманием.

Впрочем, потом яхтинг достиг настоящего расцвета. Соединенные штаты активно укрепляли свои позиции на разных рынках, и американскому народу необходимо было найти незанятые ниши, которые можно было бы использовать в качестве национального спорта. Конечно, всё это происходило само собой, но мы точно можем утверждать, что парусный спорт, а если быть точнее, океанские гонки зародились в Америке.

Томас Флеминг Дэй – энтузиаст и редактор американского журнала «Раддер» поставил себе важную цель. Он хотел доказать, что на яхтах можно безопасно участвовать в океанских гонках. И он начал организовывать их. Первый маршрут (1906 г.) пролегал от Бруклина до Марбл Хед (вокруг мыса Код). Дистанция, ни много, ни мало, – 482 километра. Сейчас такое расстояние считается коротким, но тогда подобное плавание считали безумием и сумасбродством. Сам Дэй, кстати говоря, занял на этой гонке последнее место, но его усилия не были напрасными. Яхтовый спорт начал пользоваться популярностью.

В том же 1906 году Дэй организовал новые гонки, Бермудские, с дистанции почти в тысячу километров. Маршрут пролегал от Род Айленда до Бермуд. Всего три яхты приняло участие в гонках, но в этом же году были проведены первые транстихоокеанские гонки (Лос-Анджелес – Гонолулу). Бермудские гонки с тех пор начали проводится регулярно до самого начала Первой мировой войны. После их возобновил Крейсерский клуб Америки.

В 1925 году в Британии начали проводиться Фастнетские гонки. Сейчас о них знает почти каждый моряк, который увлекается яхтингом. Но тогда им почти никто не оказал поддержку, вследствие чего яхтсмены организовали свой собственный «Клуб океанских гонок». Участвовало всего семь яхт, которые, впрочем, очень отличались от современных судов. По сути, это были реконструированные лоцманские боты или вообще рабочие суда. Тогда, естественно, никто не строил яхты специально для океанских гонок.

Мало-помалу на океанские гонки начал обращать внимание более широкий слой населения. И к концу 30-х годов ХХ века они проводились регулярно. В одном только 1938 году провели несколько больших регат: от Дувра до Кристансанда, от Копенгагена до Варнемюнде, от Кингстона до Клайда и др. Когда Вторая мировая война окончилась, Королевский клуб океанских гонок составил свод классификационных правил, что открыло для многих судовладельцев возможность принимать участие в соревнованиях.

Специальных яхт по-прежнему не было. В гонках участвовали крейсерские или модернизированные рабочие суда. Только американцы пытались как-то усовершенствовать свои суда (модернизация обводов корпуса, изменение формы паруса). Их результаты доказывали то, что они движутся в нужном направлении. Впрочем, было много критиканов подобной модернизации.

Британцы лишь в 1947 году создали яхту, которая должна была участвовать в прибрежных гонках. Конструктором являлся Лорент Джайлс, а название яхты – «Миф Мальхама». Эта самая яхта изменила правила игры. Все её гоночные качества и инженерные решения сейчас воспринимаются как необходимые: высокий надворный борт, малая осадка, форштевень и корма были почти вертикальны, оснастка облегченная, паруса высокие. На данный момент всё это классика. Можно также выделить упрощенные интерьеры, гладкую палубу, замену дерева стеклопластиком и металлическими сплавами. Всё это достаточно удорожило яхту и яхтенное оборудование.

Однако строительство небольших спортивных яхт никуда не исчезало. В 1950 году была основана Младшая океанская групп (JOG) и Американский океанский гоночный клуб мини-яхт (MORC). В 1965 году Парижская парусная организация начала проводить Кубок «однотонников», где могли участвовать все суда, что имели одинаковый гоночный балл. Популярность гонок неуклонно росла, а количество гоночных классов только увеличивалось.