Корабельное крещение

Говоря про морские традиции, нельзя обделить вниманием, пожалуй, самую морскую – крещение корабля. Торжественная церемония на верфи и томительное ожидание самого зрелищного момента: когда бутылка чего-нибудь алкогольного разлетится вдребезги о форштевень. В этом ритуале – весь морской закон.

Заниматься подобным начали ещё древние греки, римляне и египтяне. Зачем гневить судьбу? Лучше перестраховаться и задобрить богов. Вот они и страховались, как могли. Традиция жила и продолжает жить всю историю мореплавания. Правда, у каждого народа она была разной. Викинги, например, окропляли дракары кровью. В средние века корабль освещался, священник читал молитву, поливал палубу вином, а затем спускался на воду. Что характерно, выбивать клинья из-под корабля должны были преступники, приговоренные к смертной казни. Но не потому что в этом крылся сакральный смысл, просто работа опасная, не дай бог, добропорядочного гражданина пришибёт.

В 16 веке традиция, когда серебряный кубок, из которого поливали палубу вином, выбрасывался в море в дар Посейдону, стала очень нерентабельной. Поэтому кубок заменили бутылкой. Доподлинно известно, что впервые о нос корабля разбили бутылку именно в Англии в 1699 году. А в 19 веке священника заменила женщина, которая стала именоваться «Крёстной матерью» судна. Это на корабле женщина ни к чему, а возле – пожалуйста. Что характерно, все курьёзные ситуации с «крещением» стали происходить именно с этого момента.

Как правило, разбивают бутылку шампанского. Хотя в разные времена было и вино, и мадейра и… чего только не было. Сейчас в целях безопасности зрителей бутылку принято «упаковывать» в специальную сетку. К тому же, так меньше вероятность поцарапать лодку. Правда, традиционные бутылки шампанского, как назло, обычно очень прочны, поэтому, чтобы не испытывать судьбу, берут бракованную бутылку, чтобы разбилась уже наверняка.

В знаменитом ритуале есть ряд нюансов, которые, согласно морской предрассудительности, обязательно должны быть соблюдены:
1. Бутылка должна разбиться с первого раза. Иначе, как утверждает история, будет беда. Показательный пример был связан с «крестной» судна «Альбион», принцессой Алисой, которая трижды не смогла разбить бутылку о нос крейсера. В итоге бутылку разбил нетерпеливый товарищ из толпы. Однако когда корабль спустили на воду, волной смыло несколько зрителей. Вот и не верь после этого в приметы.
На американских верфях даже есть такая должность, как «ловец бутылок», его функция – поймать не разбившуюся бутылку и довести дело до конца. Но тем не менее, суеверия о разбивании с первого раза никто не отменял. К тому же, она не должна запутаться, опрокинуться и вообще вести себя иначе, чем установлено правилами.

2. В бутылке должно быть спиртное. Корабль ВМС США «Конститьюшн» пытались спустить на воду посредством бутылки с водой. Ничего не вышло до тех пор, пока командор не взял бутылку выдержанной мадеры и не разбил ее о нос судна.

3. Имя кораблю должно быть дано при ритуале крещения и не может быть изменено, иначе все – гибель и крушение.

4. После крещения судно должно плавно войти на водную поверхность. Вспомним печально известный и упомянутый выше «Альбион». Хотя есть более известный пример. Речь о «Титанике». Когда его спускали на воду, одно из брёвен выскочило и убило зеваку. Уже тогда это расценили как дурное знамение. Ещё бы, корабль начинает свою жизнь с убийства.

5. В капитанской рубке даже сегодня обязательно должна храниться пробка от первого спуска судна на воду. Это своеобразный амулет, оберегающий корабль от беды.