Когда капитан должен покинуть своё судно

Наверное, это самый страшный сон для капитана, когда он видит свою тонущую яхту и понимает, что ему необходимо её оставить, чтобы спасти себя и своих пассажиров. Подобное случается в бурном и неумолимом море, но случается редко. Любой моряк боится услышать команду, которая подразумевает собой самый крайний вариант спасения: «Покинуть судно!» И боязнь эта обоснована, ведь не каждый капитан знает, что делает. Если обратить своё внимание на реальные случаи, то мы часто увидим, как люди погибали только потому, что покидали свои яхты слишком рано. Они запаниковали, были сбиты с толку, не могли рационально мыслить – и вот итог.

Поэтому со своей стороны мы утверждаем, что если дела действительно плохи, то подумайте ещё сто раз, прежде чем отдавать подобную команду своему экипажу. Разумеется, от капитана требуется быстрота действий, но, повторимся ещё раз, думайте, прежде чем что-то делать. В 1979 году на регате «Фастнет» погибло 15 человек, которые оставили свои яхты. Тем временем, все оставленные яхты оказались на плаву. Многие моряки могли спастись, если бы не их торопливость и суета.

Ни штормы, ни большие волны, ни даже сомалийские пираты не являются самым страшным на море. Самое страшное – паника во время критической ситуации. Молодые моряки, которые впервые сталкиваются со штормом, с водой в трюмах, делают много глупейших вещей. Потому и нужны опытные товарищи и шкипер, которые успокоят новичков морского дела. Порывы ветра не должны пугать вас, состояние моря пусть вас не волнует. Удерживайте контроль над своими нервами, и тогда вы сможете выбраться почти из любой ситуации. Если же вы опытный моряк и понимаете, что всё в полном порядке, то успокойте свой экипаж, пусть займутся делом. К примеру, пусть начнут вычерпывать воду. Быть может, это не особо поможет делу, но это убережет их от тлетворных размышлений о том, что может произойти с их жизнями.

Но если абсолютно все ваши действия тщетны и вы не видите ни единого шанса для сохранения судна, то приготовьтесь к тому, что необходимо покинуть его. Делать это надо с умом, без паники и наиболее с жестких позиций. Вы должны сделать так, чтобы выжили все.

Первым делом нужно послать сигнал бедствия. В этом сигнале должна быть наиболее точная информация о текущем местоположении и реальном положении дел на борту. Чаще всего спасательные службы прилетают на вертолетах или спасательных судах. Тут надо помнить, что когда вы начинаете контактировать со спасателями, то худшее, что вы можете сделать, это обсуждать их приказы. Они выполняют свою работу, и им мешать нельзя. Ваша команда должна быстро выполнять указания и меньше говорить.

Но если помощь по каким-то неясным причинам не приходит, то нужно действовать самому. Руководить всей спасательной операцией должен шкипер. Он приказывает покинуть судно, надуть и спустить на воду спасательный плот. Обязательно прикрепляйте его к борту, иначе его унесет прежде, чем команда в него заберется. Положите в плот сумку со спасательным снаряжением, сигнальными ракетами и, разумеется, продуктами и контейнеры с пресной водой. Установите на плату навес. И, разумеется, не забудьте взять и активировать РОМЧС (для связи со спасателями). Далее вы должны убедиться, что судно точно идёт ко дну и только тогда отвязать от него плот.

Далее вы будете находиться во власти моря, океана. И тут многое будет зависеть от вашей выдержки, психологического климата внутри команды, а также от фортуны. Спасатели в большинстве случаев приходят на помощь. А человек в свойственной ему манере может выбраться из любой, даже самой сложной ситуации.