Как правильно пользоваться якорем

Ну вот и прошли праздники, а значит, мы снова с вами. И 2016 год будет насыщен полезной информацией о яхтах и всем, что с этим связано. Как может быть иначе? Вот и сегодня мы поговорим о якоре и о том, как правильно им пользоваться. Мы уже писали о различных видах якорей, потому обязательно прочитайте наш прошлый текст.

Якорь не так прост, как кажется, и он всегда должен быть под рукой. Критическая ситуация рождает новые законы, законы, где бессильны все силы, кроме силы якоря. Так думает множество моряков по всему свету, ведь именно якорь зачастую является единственным спасением. Матча может сломаться, двигатель тоже, но якорь будет всегда с вами, в какой бы ситуации вы не оказались.

Его цель – удержать судно там, где ему положено удерживаться. Допустим, вы решили пообедать на пляже одной из красивых и неизведанных бухт греческих островов, вы находите подходящее дно и цепляете его за якорь. Удерживая судно носом к ветру, якорь обеспечивает полную безопасность и даёт вам насладится песком, едой, видами.

Теория

Что нужно знать о технике крепления якоря? Всё на самом деле довольно просто. Но отходить от правил не стоит ни в коем случае. Якорь должен лежать на поверхности морского дна, а для этого якорный канат должен провисать. Если канат длиннее, то и якорь удерживается лучше. Логично, что при сильном ветре вы должны добавить цепь или канат.

Есть «правило большого пальца». Его постулат заключается в том, что длина троса должна превышать глубину во время прилива в пять раз. Если вы пользуетесь якорной цепью, то соотношение между глубиной воды и длиной цепи должна составлять минимум(!) один к трём. Если вы используете канат, то соотношение один к шести. В момент, когда лодка отодвигается, изгиб якорного троса выпрямляется, что поглощает, соответственно, силу толчка, уменьшая натяжение якоря, предотвращая расцепление с дном.

Практика

На практике способы разнятся, но есть классика, которая работает лучше всего. Порядок следующий: ставим лодку носом к ветру; продолжаем движение, пока яхта не остановится с заполаскивающими парусами; опускаем якорь, когда лодка начнет двигаться назад; закрепляем свободный конец каната; пропускаем якорный канат через носовой направляющий блок; когда якорь будет держать, опускаем грот; проверяем якорь и берем промежуточный пеленг; спускаем стаксель.

Если стоянка переполнена, то лучше бросать якорь при включенном моторе. Выполняем задний ход вместо дрейфа назад и фиксируем якорь таким образом, чтобы он смог как можно глубже зарыться в морское дно. Мотор можно выключить сразу, как только канат натянется, а яхта станет носом к ветру.

Чтобы поднять якорь, нужно включить мотор и начать движение вперед. Постепенно вытягиваем трос до момента, когда якорь не окажется пром под лодкой. Далее просто вытягиваем его со дна. Впрочем, он может запутаться, либо слишком глубоко зарыться. Тогда усиливаем тягу, закрепив трос на передней швартовой тумбе или крепительной утке и двигаемся вперед над якорем.