10 легендарных личностей, неравнодушных к яхтам

Хождение под парусом – это не только удовольствие, повод отвлечься от работы и гнусного быта, это ещё и шанс испытать себя, поставить новые цели. Поэтому неудивительно, что богатые и знаменитые, творческие и власть имущие с головой погружались в это занятие. Вот лишь немногие знаменитости, для которых яхтинг – не пустое слово, а смысл жизни.

Морган Фримен

Для многих – новость, что всеми любимый голливудский мудрец Морган Фримен ко всему прочему ещё и отличный яхтсмен. При этом у него впечатляющий стаж: ходить под парусом он начал в 1967 году, еще задолго до «Оскара», многочисленных наград и узнаваемости, которой позавидовал бы Папа Римский. Как говорится, столько не живут, сколько он ходит.

Парусный спорт, по его признанию, является для него «особо действенным противоядием от Голливуда». «Успех в карьере позволил мне с некоторых пор мало работать и заниматься любимым парусным спортом», – смеется он. Темнокожий оскороносный актер часто ходит в круизы на своей 38-футовой яхте класса люкс в Карибском бассейне и Северной Атлантике. В поездках его обычно сопровождают вторая жена, внучка (всего у него десять внуков). По слухам, актёр очень любит исследовать карибскую акваторию.

«Если вы живете придуманную, не вашу жизнь, – говорит Фримэн, – то, поверьте, она не будет стоить ничего до тех пор, пока вы не сделаете что-то, что оспорит реальность и бросит ей вызов. В моем случае парусный спорт в открытом океане – это вызов, потому что в океане – или жизнь, или смерть, единственная твоя задача там – выжить. В море вам не избежать самостоятельных действий, а это довольно-таки хорошая проверка вашего мужества и человеческих качеств. Ты кто? Каковы твои возможности и убеждения? Узнаешь эти вещи только под парусом…»

Эрнест Хемингуэй

Если бы создатель гениальной повести о большой трагедии маленького человека «Старик и море» не умел ни рыбачить, ни ходить под парусом, это было бы как минимум странно. «Старик Хэм» ходил на многих яхтах, выловил тонны рыбы и пережил не один шторм. Но вершиной его романа с яхтингом стала легендарная Pilar – кастомный «лобстер», построенный в 1930-х гг. Писатель заказал не просто очередную рыбацкую лодку, он собственноручно внес в ее конструкцию несколько изменений, до которых никто раньше не додумался: установил деревянный ролик на кокпите, упрощавший поднятие рыбы на борт, выносной кронштейн для наживки, вынес пост управления на флайбридж.

Кстати, Хэмингуэй использовал свою красавицу не только для удовольствия, но и, как это ни странно, для борьбы с мировым злом. Во время Второй мировой неугомонный Хемингуэей оснастил свою лодку бомбами и пулеметами и отправился патрулировать берега Кубы в поисках фашистких подлодок. К счастью для себя, он не наткнулся ни на одну.

Альберт Эйнштейн

Немногие знают, что символ мировой физики Альберт Эйнштейн обожал мореплавание. Правда, ходят слухи, что гений науки был одним из «худших» мореплавателей во все времена. То он насаживал свою яхту на мель, то постоянно во что-то врезался. Может, от того, что свою маленькую парусную лодочку он назвал не иначе, как Tinef, что в переводе с немецкого – «Бесполезная», ведь как корабль назовёшь, так на нём и… ну, вы сами знаете.

На 50-летие друзья подарили Эйнштейну судно побольше. Эту яхту он назвал в честь безобидной морской живности Tummler («Морская свинья»). Эйнштейн никогда не пытался получить выгоду из своего хобби. Он просто любил бесцельно бороздить на яхте морские просторы, и для него было неимоверным счастьем, если ему удавалось пристать хоть к какой-то пристани без поломок и проблем.

Саймон Ле Бон

Кто не знает, Саймон Ле Бон – вокалист сладкоголосой и мелодичной Duran-Duran. Парусным спортом Саймон увлёкся ещё раньше, чем музыкой, верен этому увлечению по сей день. Причём он не просто любитель, а серьёзный яхтсмен, и свой «корабль» использует не только для прогулок, но и для участия в серьёзных регатах. Не так давно на своей яхте Drum рок-поп-музыкант прошел один из самых опасных и знаменитых маршрутов – Fastnet Race. Причем он участвовал в ней уже второй раз.

Его невозможно упрекнуть в несерьёзном отношении к яхтингу. Возможно, к хождению под парусом он относится серьёзнее, чем к своей музыке. Вот один пример. 25 лет назад Ле Бон на той же яхте потерпел крушение и едва не погиб: во время гонки у Drum оторвался киль, и яхта перевернулась. Ле Бон вместе с пятью членами экипажа оказался в воздушном мешке под яхтой. Кто-то с берега уведомил береговую охрану, но спасатели на вертолете подоспели только через 40 минут, когда воздуха под перевернувшейся яхтой практически не осталось. Drum скоро отремонтировали, и уже в тот же год яхта участвовала в кругосветной гонке Whitbread (даже заняла в ней третье место). Саймон присоединился к команде на втором этапе.

«В таких гонках жизнь достаточно тяжелая: 4 часа на вахте, 4 часа отдыха, – вспоминает Ле Бон. – И даже если кто-то начинает рядом храпеть, то ничего ты поделать не можешь, приходится терпеть. Учтите, что это продолжается в течение многих недель! Достигнув мыса Горн, мы открыли бутылку шампанского. Впервые за все время этапа после длительного воздержания».

Кстати, к чести Саймона, во время регаты он становится обычным матросом. Весь налёт звёздности моментально исчезает. Шкипер Drum отметил, что Саймон – очень умный, ответственный и старательный матрос, с которым не страшно попасть в шторм.

У яхты Ле Бона очень богатая история. 1987-ом певец путешествовал на своей яхте вместе с супругой вдоль побережья Венесуэлы и спас семью из Северной Ирландии, которая потерпела кораблекрушение. Впоследствии музыкант продал Drum за 7 млн. фунтов стерлингов шотландскому миллионеру Арнольду Кларку, и теперь яхта называется Arnold Clark Drum. Долгие годы новый владелец сдавал судно в аренду частным лицам и компаниям. Про Drum даже сняли полудокументальную ленту «Удивительное приключение», музыку к которой написал (кто бы вы думали?) Ле Бон.

Однако на продаже его страсть не улетучилась, напротив, разгорелась с новой силой. Он одолжил ее у миллионера, чтобы принять участие в гонке Rolex Fastnet Race 2005. По словам Саймона, сделать это его попросил экипаж, едва не погибший при крушении в 1985-м. «Мы поняли, что должны доказать самим себе: да, мы можем прийти к финишу», – пояснил Ле Бон.

Сейчас заветная цель Саймона – выиграть кругосветную гонку. Он уже построил себе на заказ гоночную океанскую яхту стоимостью около миллиона фунтов стерлингов и выиграл на ней несколько престижных регат.

Илья Лагутенко

Наверное, самый известный из «звёздных» яхтсменов на постсоветском пространстве. Достаточно беглого взгляда на сценический образ Лагутенко (без тельняжки обходился редкий концерт), послушать его последний альбом, «SOS Матросу», записанный во время кругосветного путешествия на парусном судне «Седов», и вспомнить о том, что Илья родом из портового Владивостока, где океан видно из каждого окна, чтобы понять, у этого человека море в крови. Более того, он является воспитанником тихоокеанского яхт-клуба Владивостока и кандидатом в мастера парусного спорта. Его большая мечта в детстве была стать моряком и бороздить океаны. А служба в Краснознаменном Тихоокеанском флоте эту мечту только укрепила. Вот что рассказал сам Илья про свое морское прошлое.

«Когда жил в Англии, и альбом «Морская» еще не был записан, я всерьез подумывал о том, чтобы коренным образом поменять свою жизнь. Работать в скучных офисах банков и торговых корпораций мне не нравилось. Карьера в музыке казалась из заоблачной фантастики. Тогда я решил, что пройду курсы яхтенного капитана, устроюсь работать на какую-нибудь яхту и буду жить на воде. Но по правилам КЯА (Королевской Яхтенной ассоциации) каждый уровень нужно было сдавать отдельно, при этом должен быть зачет по морским милям. В общем, процесс оказался затяжным, да и не дешевым. Все свои сбережения я вкладывал в курсы. Но смог сдать только на дневного шкипера. Нужно было изучать навигацию, уметь пользоваться всеми приборами, иметь опыт прохождения отливов/приливов и больших портов…

В общем, раньше получилось записать дебютный альбом. А уже много после я записался в морское путешествие, соврал, что у меня есть большой навигационный опыт, мне поверили, потому что в теории я все знаю, а вот как рассчитывать морские течения, пришлось узнавать уже на волнах. Изучать альманахи, навигационные карты, все это на другом языке, потому что есть русский морской, который я знал, а есть английский, который если не знаешь, то нужно учить. Нашел общий язык с капитаном, с командой. Сложилась интересная компания: гонщик команды Honda, начальник отдела кадров завода Jaguar, строитель гостиничного бизнеса в Бахрейне и русский поп-стар. В общем, те, кто решил провести свой отпуск за занятием, отличающимся от обычной работы.

Курсировали мы по Английскому каналу, в народе Ла-Маншу, туда-сюда. Потому что пролив Солент – одно из самых теоретически удобных мест для обучения морской практике. Там постоянно меняются ветра, течения. И хотя акватория небольшая, но очень удобная для изучения навигации. Я получаю огромное удовольствие от единения со стихией. Я действительно пересек Ла-Манш на самой крупной по тем временам океанской яхте: ее строили для какого-то показательного перехода через Атлантику, но спонсор из Америки обанкротился, и она осталась стоять в Саутхемптоне. Успели только вооружить парусами, не было ни внутреннего интерьера, ни средств связи. Она служила для таких вот курсантов типа меня. И мы пересекли Ла-Манш на одной из самых крупных гоночных яхт мира».

Лагутенко, по его признанию, всегда привлекало простое хождение по морю, а не гонки. Свою мечту – обогнуть мир на парусной яхте – он уже реализовал, но совсем не прочь повторить этот поход ещё раз.

Джон Леннон

В 1975 году Леннон оказался в творческом кризисе: он больше не мог писать песни. Из творческого тупика музыканта вывела любовь к яхтингу. В регатах он никогда не участвовал, но «прогуляться» под парусом обожал едва ли не больше, чем петь пенси про мир во всём мире и свою жену Йоко. Своей яхты у него не было, поэтому приходилось арендовать.

Пожалуй, самый занимательный случай с Ленноном-моряком произошёл незадолго до смерти, в 1980 году. Он арендовал яхту Megan Jaye и отправился на ней в путешествие к Бермудским островам. Случилось так, что в шторм неопытному экс-биттлу пришлось встать за штурвал Megan Jaye, чтобы подменить обессилевшего капитана. Из шторма Леннон вышел другим человеком. «Не представляешь, каково это, когда вокруг только небо и вода. В один и тот же миг ты одинок, и прикасаешься к чему-то всесильному. Ошеломительное чувство свободы», – вспоминал он. За эти 7 недель путешествия на Бермуды музыкант написал почти все свои последние песни. И возможно, написал бы ещё больше, если бы не роковой выстрел.

Принц Монако Альбер II

Принца Альбера чаще всего вспоминают как известного ловеласа, нежели как монарха и филантропа. И это после женитьбы! А ведь он, кроме всего прочего, ещё и известный спортсмен. 5 раз участвовал в Олимпийских Играх в соревнованиях по бобслею, кроме того проявил себя в легкой атлетике, теннисе, дзюдо, гребле, сквоше, плавании, современном пятиборье. И при всём при этом у него нашлось время заняться парусным спортом. Иначе и быть не могло, среди монарших особ этот элитный вид спорта крайне популярен: дисциплинирует, воспитывает характер и приобщает к прекрасному. А Альбер так вообще – потомственный яхтсмен. Под парусом ходили все его предки: от Рэнье I, который был адмиралом французского флота, до принцев Онорэ II и Альберта I, которые были океанографами, и Рэнье II – большого любителя яхтинга и основателя Monaco yacht club. С 1984 года Его Высочество принц Монако является президентом этого яхт-клуба и, говорят, очень внимательно следит за его деятельностью. Альбер участвовал в организации гонок парусников Монако – Нью-Йорк в 1985 году, а также смотра макси-яхт в рамках «Классической Недели Монако», которая традиционно проводится в сентябре. Под его патронатом каждые два года проходит «Клуб принца Альберта» – гонки на яхтах от Порто Черво (Сардиния) до Сен-Тропез. Сейчас под руководством принца в Монако строится новый яхт-клуб. Сам он в последние годы в соревнованиях не участвует, но отказать себе в удовольствии выйти в море не может.

Антонио Бандерас

Антонио Бандерас при первой возможности едет в родную и горячо любимую Малагу. Круизная яхта актера всегда стоит на причале в порте города, готовая прокатить хозяина и его гостей. Кстати, Антонио участвовал в нескольких парусных регатах и дружит с семьей ещё одного любителя морских просторов – испанского короля. Король совсем неслучайно продал актеру свою яхту. Он хотел, чтобы та попала в надежные руки. Родной брат Антонио – известный миллиардер Хавьер Бандерас, он тоже большой любитель яхтинга, гоняет на яхтах класса Transpac 52.

Тэд Тернер

Жизнь миллиардера, основателя CNN и TNT, Тэда Тернера неразлучно связана с яхтенным спортом, и благодаря парусному спорту произошли многие ключевые события его жизни. Паруса его воспитали, сделали упорным, стойким и хитрым. В один из самых черных периодов своей жизни, после смерти сестры и самоубийства отца, после отчисления из университета (зашёл по делам в женское общежитие), так и не получив высшего образования, возобновил занятия парусным спортом. И добился успехов – стал, например, чемпионом США.

В 1966, Тернер участвовал в гонке через Атлантику. Тогда он впервые попал в Европу. Свою первую жену он встретил на парусных регатах, где они выступали на яхтах-одиночках. Кстати, супруга ходила куда лучше своего суженого, Тед же после соревнований часто засиживался в компании яхтсменов и возвращался домой навеселе и в помаде. В итоге отношения разладились, и во время одной из гонок супругам не хватило места в море, чтобы их яхты разошлись. И вместо того чтобы уступить дорогу, Тед сознательно пошёл на таран. А ведь к тому времени он был членом Нью-йоркского яхт-клуба, чемпионом США в классах «5.5» и «Летучий Голландец» и за свой необузданный нрав, проявлявшийся чаще всего в ходе гонок, получил прозвище «Бесстрашный».

В 1977 году, будучи шкипером Courageous («Бессрташная»), выиграл America’c Cup. Причем в ходе гонки трижды сталкивался с соперниками.
В 1979 году Тернер выиграл знаменитую Fastnet Race, в которой погибло 15 человек. Во время регаты случился сильный шторм, погибло 15 яхтсменов, а Тернер на своей лодке даже не стал убирать паруса… В итоге он пришел к финишу первым. Тэд посчитал эту победу знаком свыше и вложил все скопленные на соревнованиях $100 млн. в реализацию своего давнего бизнес-проекта – создание новостного канала CNN.

Тэд любит ходить под парусом по Черному море, по его словам, он влюблен в Одессу. А самой красивой регатой в мире он считает Rolex Middle Sea Race.

Джон Кеннеди

Фотографии улыбающегося Джона Ф. Кеннеди, бороздящего океанские просторы на шикарной яхте Manitou, спроецированной архитектурным бюро Sparkman & Stephens, являются самым ярким воплощением яхтенного гламура. Тридцать пятый американский президент был любителем мореплавания на протяжении всей жизни. В 1938 году он даже установил рекорд в Макиновских скоростных соревнованиях (Mackinac Race). Именно за этот нерастраченный на протяжении всей жизни интерес к яхтингу в сочетании с политической славой Джон Ф. Кеннеди удостоился первого места в рейтинге.